Яндекс представил всю версию обновленного поиска. Многие наработки внедрялись постепенно в течение года - например, дизайн главной страницы, товарная выдача, перевод видео, быстрые ответы.

Что изменилось в технологиях, какие новые возможности появились для пользователей и как это учитывать при поисковом продвижении.

Главная страница и приложение

С сентября 2022 года главная страница Яндекса получила кардинальное изменение - основные блоки с новостями и лентой Дзена ушли на на портал dzen.ru, страница получила новый адрес ya.ru и стал исключительно поисковой строкой и основной точкой входа в сервисы Яндекса. 

Поиск объектов, а не сайтов

Поисковая выдача становится всё более предметной и уже заметно отличается от той, к которой привык пользователь. Яндекс теперь не только индексирует веб-страницы, но и находит на них информацию об объектах, собирает и показывает в поисковой выдаче. Например, если пользователь ищет конкретную категорию товара, по коммерческому запросу поисковик покажет предложения разных магазинов в виде карточек:

В обновленном поиске пользователь сможет сравнить цены, увидеть отзывы, рейтинг, скидки и похожие предложения.

То же касается поиска врача, онлайн-курса, мастера по ремонту. Например, если пользователь ищет определенного специалиста в своем городе, Яндекс покажет всех доступных врачей списком, где сразу же будет видно стоимость приема, процент положительных отзывов, стаж и клинику, где принимает специалист.

Большие темы

Яндекс научился видеть за отдельными запросами долгосрочный интерес к той или иной теме и структурировать собранную человеком информацию. Так, если пользователь на протяжении долгого времени интересуется какой-либо большой темой - организацией свадьбы, покупкой жилья или автомобиля и т.п., то всегда сможет легко и быстро вернуться к собранной информации. На странице ya.ru и в приложении появится блок "Большие темы", где собрана история запросов по теме, сохраненные статьи и подсказки.

Сейчас поиск Яндекса выделяет такие большие темы, как образование, карьера, финансы, семья, квартира, ремонт и так далее. Для распознавания интереса к тематикам используется сложный классификатор на основе генеративной нейронной сети YaLM.

Какие ещё ранее представленные технологии вошли в обновление поиска:

  • Детский аккаунт в Поиске, Музыке и других сервисах Яндекса. Теперь родители смогут завести для своих детей отдельный аккаунт, который поможет оградить ребенка от взрослого контента и ненормативной лексики. 
  • Поисковая выдача для разработчиков и ML-специалистов. Обновленная нейросеть-трансформер, обученная на документах для IT-специалистов и оценках экспертов по программированию, поможет находить наиболее качественные и релевантные ответы по запросам, связанным с программированием.
  • Автоматический перевод видео на русский язык. В выдаче Яндекса теперь можно найти релевантные видеоролики на иностранном языке. Голосовой закадровый перевод работает в приложении Яндекс и в Браузере и доступен для видео на английском, немецком, французском, итальянском и испанском языках. 

Что меняется для владельцев сайта с переходом Яндекса на новый поиск?

Суть для всех сайтов остается прежней - давать наиболее качественный и релевантный ответ на запрос пользователя. Одной из наиболее важных концепций остается пользовательское намерение. Анализируя поисковый запрос, важно понять, что именно ожидает пользователь найти. Включать в семантическое ядро только те запросы, на которые вы сможете ответить лучше всего. 

Контент всё ещё имеет огромное значение в продвижении сайта, но это не просто написание текста, а представление информации наиболее простым и понятным для посетителя сайта образом. Если человек ищет, например, информацию о сервисном обслуживании определенной марки автомобиля, не нужно на странице писать огромный текст, о том, как хорошо и качественно вы оказываете услугу. Вместо этого дайте пользователю то, что он ищет - стоимость каждого типа работы, адрес, телефон и форму записи. У сайта будут высокие позиции, если поисковик поймет, что ваш контент представляет наибольшую ценность и решает проблему пользователя.

Остается вопрос, как новые технологии поиска скажутся на контентных сайтах - привлекать трафик привычным образом для них будет теперь непросто.