Почему сайт теряет трафик

Почему сайт теряет трафик? Такой вопрос задает себе однажды практически каждый маркетолог. Трафик может упасть резко, а может постепенно снижаться на протяжении достаточно долгого времени. Но, как правило, наибольшее опасение вызывает именно второй вариант. Что делать? Не поддаваться панике и начать подробную и систематическую работу по выявлению проблемы. И здесь на помощь придут инструменты веб-аналитики поисковых систем Яндекс и Google.

С чего начать: находим главный источник проблемы

Для начала необходимо определить основной канал трафика, показывающий отрицательную динамику. Для этого используются отчеты Яндекс.Метрики и Google Analytics, показывающие следующие источники трафика на сайт:

  • Поисковые системы
  • Прямые заходы
  • Переходы по рекламе
  • Переходы по ссылкам
  • Переходы из социальных сетей

Самым главным источником посетителей на сайт являются, конечно же, поисковые системы. И если у других источников при снижении количества посетителей причины наиболее очевидны (недоступность сайта, неработающие ссылки, остановка рекламной кампании, блокировка сообщества в социальной сети и т.п.), то в случае с поисковыми системами всё гораздо сложнее. Здесь играют роль такие факторы, как сезонность, технические аспекты, особенности поисковых алгоритмов.

Что не так с трафиком из поиска

Особенность поискового трафика состоит в том, что он почти никогда не бывает стабильным. Количество посетителей на сайте может расти и падать в зависимости от сезона, трендов, экономической ситуации на рынке. К примеру, у интернет-магазина купальников может быть скачок трафика перед началом купального сезона, а летом наступит затишье. И такая ситуация не будет являться негативным показателем уменьшения аудитории - в данном случае это пример циклического тренда.

Подобные примеры можно перечислять бесконечно: предпраздничная активность, рост популярности снегоуборочной техники перед началом зимнего сезона, противовирусные препараты в период вспышки гриппа и так далее.

Такие скачки в практически любой тематике наглядно показывает сервис Яндекс.Вордстат. Хороший пример сезонного спроса: искусственные ели. На скриншоте ниже наглядно показана динамика спроса в течение года на главное новогоднее украшение:

Другие причины постепенного снижения поискового трафика

Если трафик на ваш сайт не зависит от сезона, но постепенное снижение уже стало заметно, стоит обратить внимание на следующие возможные причины:

  1. Скорость загрузки страниц. Качественная оптимизация, уникальный контент - не единственное, что поможет удержать посетителей на сайте. Если страницы грузятся слишком медленно, пользователи покидают их, что послужит сигналом для поисковиков о низком качестве сайта. В совокупности это приведет к понижению сайта в результатах поиска и, соответственно, к снижению посещаемости. А потому рекомендуется регулярно проверять скорость загрузки страниц и своевременно вносить необходимые доработки по оптимизации.
  2. Проседание запросов. Ежедневный мониторинг позиций сайта в поисковых системах не менее важен, чем мониторинг динамики трафика, так как это очевидно взаимосвязанные вещи: чем позиции выше, тем больше сайт будут посещать. Соответственно, если часть трафиковых запросов проседает, это скажется на уровне посещаемости. Поэтому, при снижении трафика необходимо проверить позиции запросов, чтобы таким образом выявить проседание страниц и доработать их.
  3. Поведенческие факторы. Если на сайте произошли серьезные изменения, коснувшиеся его структуры, важно учитывать, что это могло сказаться на поведенческих факторах. Новое меню, крупные баннеры, всплывающие уведомления могут быть негативно встречены посетителями, что впоследствии приведет к снижению их интереса к сайту. Следует обращать внимание на такие показатели поведенческих факторов, как процент отказов, время пребывания на сайте, глубина просмотра и сравнивать эти данные с динамикой посещений сайта.

Резкое снижения трафика с поиска

Резкое падение трафика может произойти как со всех поисковых систем разом, так и в какой-то одной. И в разных поисковиках это может произойти по разным причинам. Но для начала разберем общие факторы, влияющие на снижение трафика.

Первое, с чего нужно начать - это проверить наличие уведомлений в панелях для вебмастеров Яндекс.Вебмастер и Google Search Console. Как правило, при обнаружении поисковой системой серьезных ошибок, владельцу сайта приходит сообщение, содержащее не только информацию о проблеме, но и рекомендации по её устранению. Например, это может быть предупреждение о том, что сайт частично или полностью закрыт от индексации или, что на нем обнаружен вредоносный код.

Если предупреждений нет, проверяем следующие параметры:

  • Хостинг и состояние сервера. В некоторых случаях сайт может быть недоступен по причине неполадок со стороны хостинга, на котором он работает.
  • Смена домена, переход на HTTPS-протокол или аналогичные технические изменения вашего сайта. Некорректное проведение данных операций  может привести к тому, что поисковые системы будут обходить устаревшие страницы сайта. В таких случаях необходима корректная настройка редиректов.
  • Проверка файлов Robots.txt и Sitemap.xml. Изменения в данных файлах могут произойти, например, при редизайне сайта или смене CMS. В таких случая важно убедиться в том, что сайт не оказался закрыт от индексации, а в карте сайта корректно указан путь ко всем страницам.
  • Проверка индексации. Также необходимо убедиться в том, что кто-то из специалистов, работающих с сайтом, не закрыл некоторые важные страницы от индексации, использовав тег noindex или прописав некорректные директивы в файле robots.txt. Такие манипуляции повлияют на то, как обработают страницу поисковые роботы (если вообще найдут).
  • Корректность работы счетчика. Вполне может случиться так, что снижение трафика по всем источником может быть просто не точным отображением фактических данных. Потому, если в отчете видно резкое и беспричинное проседание трафика со всех источников, стоит также учесть этот пункт.

Обновление алгоритмов поисковых систем

Яндекс и Google постоянно работают над улучшением алгоритмов своих систем. Нередко случаются ситуации, когда резкие скачки трафика совпадают с обновлением какого-то из алгоритмов. Как правило, поисковые системы сообщают о проведении подобных работ со своей стороны, но произойти это может уже после того, как на форумах владельцев сайтов появляется большое количество сообщений о необычных скачках трафика. Поэтому, при наблюдении такой картины на своем сайте, следует проверить обновления действующих поисковых алгоритмов или появление новых. Получить такую информацию можно в блогах Яндекса и Google, либо на крупных тематических форумах. Кроме того, некоторые SEO-инструменты для анализа сайтов могут присылать уведомления о резком изменении уровня трафика или позиций, совпадающих с обновлением алгоритмов. Использование такого функционала будет не лишним.

Заключение

Падение трафика на сайте - неприятная ситуация, требующая незамедлительного решения, с целью избежания негативных последствий для бизнеса. Использование правильных инструментов и систематический подход к выявлению причин поможет максимально безболезненно пережить падение трафика.

Случилось ли уже падение трафика или нет, в любом случае, для предотвращения возможных проблем с сайтом, всегда важно делать следующее:

  • проводить регулярные аудиты сайта, чтобы вовремя заметить технические недочеты, низкую скорость загрузки страниц;
  • оптимизировать сайт исключительно в соответствии с требованиями поисковых систем, чтобы избежать наложения санкций;
  • следить за новостями поисковых систем: чаще заглядывать в авторитетные блоги или пользоваться SEO-инструментами для анализа сайта, чтобы быть в курсе изменения алгоритмов поиска и своевременно подстраивать под них свой сайт.